Все мы видели фильмы про войну и отважных танкистов. Но, держу пари, далеко не каждому довелось побывать внутри этих боевых монстров.
Выше фотография танка ОТ-34 (огнеметный Т-34).А теперь залезем внутрь. Место механика-водителя. Кстати, машина на ходу!
За спиной механика-водителя, подбашенное пространство
Главное отличие ОТ-34 от обычного Т-34 — наличие огнемета вместо курсового пулемета справа от механика-водителя. На фото именно он — огнемет АТО-42.
Башня. Вид сверху. Теснота да и только. В таком замкнутом пространстве очень непросто фотографировать, даже подводную лодку снимать было гораздо проще. А ведь люди в этих коробочках воевали…
Та же башня только снизу
Место командира. Чудо-приборы покажутся еще более архаичными после взгляда на устройство Т-62, но об этом позже. На фото внизу также виден водитель в тельняшке…
Теперь перейдем к Т-62, выпускавшемуся с 1961 года.
Теперь взглянем на него изнутри. Но сперва, для более познавательного рассмотрения внутренностей, представлю схему отделения управления Т-62:
Отделение управления: 1 — воздушные баллоны; 2 — стеллаж для крепления магазин-коробки; 3 — спидометр; 4 — прибор КРП-1; 5 — бустер гидропневматического привода управления главным фрикционом; 6 — курсоуказатель; 7 — блок питания курсоуказателя; 8 — прибор наблюдения механика-водителя; 9 — прибор КУВ-3; 10 — ящик для сухого пайка со стеллажом для запасной призмы механика-водителя; 11 — автомат системы АС-2; 12 — щиток контрольно-измерительных приборов; 13 — счетчик моточасов; 14 — розетка внешнего запуска; 15 — кронштейн для крепления измерительного пульта ДП-ЗБ; 16 — выключатель батарей; 17.19 — магазин-коробки; 18 — ящик для ТВН-2; 20 — ручной огнетушитель; 21 —рычаг переключения передач; 22 — рычаг топливоподкачиеающего насоса; 23 — рычаг привода управления ПМП, правый; 24 — педаль подачи топлива; 25 — бачок для питьевой воды; 26 — педаль тормоза; 27 — педаль главного фрикциона; 28 — сиденье механика-водителя
А вот как это выглядит в реальности
Рычаг переключения передач
Приборная панель или «щиток контрольно измерительных приборов»
Механик-водитель, вид со стороны заряжающего
Теперь рассмотрим боевое отделение в башне танка. В нем находятся места заряжающего (справа от пушки), наводчика (слева внизу и спереди) и командира (слева вверху и сзади). Ну а посередине — пушка, да не простая а гладкоствольная 115-миллиметровая У-5ТС со стабилизацией в двух плоскостях (впервые на серийном советском танке).
Схема боевого отделения:
Боевое отделение: 1 — радиостанция Р-123; 2 — блок питания радиостанции; 3 — азимутальный указатель; 4,20—вентиляторы; 5 — защитный колпак ввода антенны; 6 — ночной прицел ТПН-1; 7—прибор наблюдения ТНП-165; 8— прицел ТШ2Б-41; 9 — фильтр радиопомех; 10 — распределительный щиток; 11 — шток силового цилиндра; 12 — пушка; 13 — пополнительный бак; 14 — спаренный пулемет; 15 — бачок для воды; 16 — преобразователь напряжения; 17 — прибор наблюдения заряжающего; 18 — распределительная коробка стабилизатора; 19 — коробка управления механизмом выброса гильз; 21 — сумка с ЗИП пушки; 22 — аппарат № 4 ТПУ; 23 — сиденье заряжающего; 24 — боеукладка в баках-стеллажах; 25 — аптечка; 26,27 — магазин-коробки; 28 — блок усилителей; 29 — сиденье наводчика; 30 — пульт управления; 31— баллоны со сжатым воздухом; 32 — механизм поворота башни
Место командира. Два прицела, слева ночной (с ИК подсветкой), справа дневной. Вообще, все те «черные прожектора» снаружи танка — это и есть системы ИК-подсветки для ИК-приборов наблюдения различных членов экипажа.
Вид снизу на место командира. Фото сделано с места наводчика.
А теперь собственно место наводчика (вон его сидушка по центру и упор для ног чуть ниже). Вид из-за спины механика-водителя. Наводчик вообще в самой глубинке сидит, внизу башни. А за спиной у него, чуть выше, сидит командир. Выбираются они через один люк, через место командира. Так что клаустрофобия наводчику особенно противопоказана)
Ну и место заряжающего справа от казенника пушки. Тут по понятным причинам несколько свободнее чем на остальных местах членов экипажа. Даже сидушка складывается. Слева впереди — пулемет (вернее то что осталось). Внизу — бак-стеллаж в котором лежали снаряды и ханилось топливо.
Прибор наблюдения заряжающего. Коричневая коробочка справа внизу — механизм управления выбросом гильз. Это такая особенность шестьдесятдвойки по сравнению с предшественниками — он через лючок в корме башни выкидывает стреляные гильзы.
Вот этот люк для выброса стреляных гильз
Ну и пожалуй самая важная боевая часть внутри танка — казенная часть пушки.
Ну и напоследок «Объект 140». Это опытный образец, создававшийся в 1957 году как принципиально новая машина. Однако до серии дело не дошло. Ходовая часть в дальнейшем была использована при создании Т-72. Внешне в глаза бросается отличная от Т-54/55 и Т-62 ходовая часть (основное — шесть катков вместо пяти) а так же крупная круглая башня.
Увы, внутри он сохранился даже хуже чем Т-34. Вернее Т-34 приведен в божеский вид, а этот нет. Даже и смотреть то особо нечего. Но размер башни поражает, особенно в сравнении с той же тридцатьчетверкой.
Вид сверху на место заряжающего, внизу на фото — пушка.
То же место заряжающего. В отличие от Т-62 тут нет практически ничего из оборудования. Лишь зияющие отверстия бака-стеллажа…
Ствол пушки в промасленной бумаге.
Место наводчика
Кормовая часть башни